Умственное развитие ребенка в грудном возрасте
Каким должно быть умственное развитие ребенка в течение первого года жизни К концу периода новорожденности у ребенка появляются первые осознанные реакции на окружающее. Первые осознанные движения — сосательные движения при положении как. для кормления — появляются обычно в 3 недели. В 2 месяца ребенок фиксирует взор на цветных предметах, а также начинает различать звуки. В 2—3 месяца он реагирует на человеческий голос, поворачивает на него голову.
Вскоре малыш начинает гулить. Произносимые им звуки характерны для детей всех рас, их издают также и глухонемые дети. В это время появляются первые ответные реакции: удовлетворения, беспокойства, злости, заинтересованности, первые слезы и
улыбка. В 3 месяца ребенок следит взглядом за движущимися предметами, рассматривает свои руки и играет ими, все громче смеется. Начинает обращать на себя внимание окружающих громким криком, устанавливает контакт с людьми, отвечая на голос и нежность улыбкой, гулением и общим радостным оживлением. В 4 месяца ребенок узнает мать, начинает различать цвета, в 5 месяцев отличает знакомых людей от незнакомых, все громче гулит, произнося не единичные звуки, а выговаривая целые слоги и их комбинации. В 6 месяцев все внимательнее изучает людей, реагирует страхом и плачем на чужих, отвечает гулением и громким смехом на голос и улыбку.
В 7—8 месяцев ребенок узнает знакомые окружающие предметы, изучает их, берет в руки, постукивает и потряхивает ими, прислушивается к возникающим при этом звукам, все тянет в рот.
Малыш знает свои игрушки. В 9 месяцев начинает подражать речи и простым жестам, понимает значение простых слов, знает свое имя. Участвует в простых играх со взрослыми, все чаще проявляет свою волю, добиваясь желанного предмета, присутствия близких или просясь на руки, В этом периоде жизни появляются первые слова: «мама», «папа», «баба», «дай» —: сначала повторяемые за взрослыми, а потом употребляемые со смыслом. Между 9-м и 12-м месяцами наступает быстрое развитие четкости движений, все большее понимание слов и постепенное развитие речи. Усвоение новых слов начинается с их понимания. К концу первого года жизни ребенок понимает простые просьбы и приказы: «дай», «возьми», «нельзя», значение многих слов, сам умеет произносить несколько двухсловных выражений. Умственное развитие грудного ребенка тесно связано с двигательным развитием. Поэтому оценивать уровень развития нужно с учетом четкости движения, манипулятивных навыков, способности устанавливать контакт со взрослым, развития речи.