Мой сайт

Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Психологический портрет реб
20:30
 

Психологический портрет реб

Игрушки для детей от 2 до 3 лет


На протяжении всего раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки.

Признание достижений ребенка со стороны взрослого способствует тому, что малыш стремится к результатам в деятельности, что является своеобразным утверждением собственного Я. Такой важный, интенсивный возрастной период заканчивается кризисом трех лет, когда возрастает самостоятельность малыша и формируется целенаправленность в действиях.

Для нормального и своевременного развития крохе необходимо обеспечить полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом. Рассмотрим основные виды игровой активности малыша двух лет и необходимые для этого игрушки.



Порядок в игрушечном мире

У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Учитывая это, можно легко приучить ребенка соблюдать режим, а также помочь малышу организовать свои действия. Это время самое благоприятное для того, чтобы сделать первый шаг в приучении к аккуратности – это останется с ним на всю жизнь, но если упустить это время, наверстать его будет достаточно сложно.

К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.) понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок.

Стремление малыша действовать «так как надо», то есть, так как определил взрослый, поможет вам приучить ребенка к порядку в разных областях жизни и привить хорошие привычки. Помните, малышу важно знать, что он делает правильно – чувствовать самостоятельность и получать от вас похвалу за собственные действия.

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую

жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным,

повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. >span>
  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. >span>
  • Будьте терпеливы. >span>
  • Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. >span>
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. >span>
  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно. >span>
  • Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный >span>
  • разговор» (комментируйте его действия). >span>
  • Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше >span>
  • предметов. Давйте простые и понятные объяснения. >span>
  • Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?» >span>
  • Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления. >span>
  • Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
  • Поощряйте любопытство. >span>
  • Не скупитесь на похвалу. >span>
  • РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!>li>

Мы растем! Все о развитии ребенка от 2 до 3 лет

Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг, сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный маленький человечек, который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Правда, эти умения приходят к малышу не сразу. Ребенок развивается поступательно, в каждом возрастном периоде завоевывая все новые и новые высоты.

Было бы ошибкой счиКартинка 32 из 2630297тать, что 3-й год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода - периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В нем зарождается потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Кажется, что такие потребности должны быть у взрослого человека, но ведь речь идет о малыше?! В том-то и дело, что эти высокие потребности делают человека человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на 3-м году имеет свои неповторимые особенности. Родителям необходимо знать о них и тщательно подготовиться к радостям и возможным огорчениям третьего года жизни их малютки.

В педагогике этот год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка - к концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания. «Что же делать?» - спросят озадаченные родители.

Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать вce за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения со взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в речь.

Психологический портрет ребенка 3-го года

Чем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на 2-м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как солнечный свет, а взрослый - как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать зa ребенком право выбора, проявления интересов к тому или иному занятию. Иными словами, нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3-го года. По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения взрослых с ребенком.

В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка.

И этому есть свое объяснение. Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются в этот возрастной период.

Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 - 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.

С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.

Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

Развитие речи

На третьем году жизни внимание малыша все еще очень неустойчиво, особенно в начале года, когда малыш еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же он способен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в течение 12-15 минут.

Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, как «ходил с мамой и папой в зоосад (в гости, в парк, в цирк и т.п.)». Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

В этой связи следует заметить, что на третьем году интенсивно нарастает активный словарь, а к трем годам в речи ребенка может присутствовать 1200-1500 слов и более. Появляется более сложная функция - умение строить фразу из 3-4 слов. Формируется грамматический строй речи.

В 3 года, помимо простых предложений, ребенок также употребляет и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень «чувствителен» к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Ребенок не только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей и умозаключения. Что происходит? Малыш как бы постигает (на своем уровне) логику поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот, почему в присутствии ребенка 2-3 лет не должны происходить семейные конфликты. Он не должен стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для малыша - высший образец для подражания по-прежнему, как и раньше, и даже больше, потому что теперь ребенок имеет хоть и не большой, но уже достаточный социальный опыт.

Именно поэтому, в отличие от более ранних периодов детства, когда безотказно действовал метод отвлечения в нежелательных ситуациях, теперь вы должны все чаще использовать метод убеждения. Ведь ребенок, если воспитание построено правильно, откликается на ваши «уговоры», становится управляемым со слова взрослого.

Первые книжки – книжки-картинки

Детям очень нравятся картинки, они любят их рассматривать, внимательно слушая рассказы взрослого. Существуют специальные наборы и книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказ, вовлекая ребенка. Сначала малыш просто слушает, затем узнает и называет отдельные изображения. Важно, чтобы картинки не были переполнены лишними деталями. Лучше одно изображение на развороте, так малышу будет легче сфокусировать свое внимание.

В отношении подбора картинок важно следующее:

Картинки должны быть четкими и ясными, выполнены на хорошем художественном уровне со знакомыми ребенку предметами или животными.

Следует использовать как сюжетные картинки (изображено какое-либо действие, сюжет), так и предметные – изображение различных предметов.

Используйте наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (птичка на дереве, под деревом и над деревом). Это необходимо для того, чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.

Интерес детей к картинкам можно использовать для организации различных игр.

Рассмотрим некоторые игры:

"Найди нужный предмет "
Понадобится несколько (3–5) картинок, на которых четко и ясно изображены знакомые малышу вещи и соответствующие предметы – игрушки или предметы одежды. Малышу важно почувствовать связь между реальным предметом и предметом, изображенным на картинке. Например, чашка, собачка, кукла, шапочка, варежка и пр. Положите картинки перед ребенком и скажите: «Смотри, вот у нас картинки, а вот настоящие вещи. Давай положим на картинки то, что на них нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? А куда мы поставим вот эту чашечку?» Конечно, поначалу ребенку будет сложно выполнить это задание самостоятельно – покажите ему, как это делается. Разложив предметы «по местам», их можно снова «перепутать» и ребенку придется снова наводить порядок.

"Найди половинку "
Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно нужно разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи и цветового единства, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку и попросите найти подходящую к ней из 3–4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать, когда получится понятное, законченное изображение.

Кроме таких заданий, с картинками можно разыгрывать интересные и не сложные сюжеты, используя изображения различных персонажей.

Мяч помогает общаться

Часто взрослыми мяч воспринимается только как средство для упражнения и развития физических качеств, таких, как ловкость, меткость, сила. Существует целое множество упражнений с мячом, способствующих физическому развитию малыша. Однако игры с этой простой игрушкой также помогают развитию общения и способности принимать и отдавать, выпуская и удерживая мячик.

В игрушечном арсенале малыша должно быть несколько мячей разного размера, изготовленных из разного материала: воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток. Для игр с мячами необходимо отвести специальное место, где ребенок мог бы свободно передвигаться, не натыкаясь на углы и не цепляясь ногой за коврик[2].

Коробки форм и вкладыши

Для ребенка двух лет остаются актуальными так называемые автодидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, коробки форм, матрешки). Однако с развитием мышления и речи (зарождается наглядно-образное мышление – способность совершать некоторые действия в уме) ребенку становятся доступны более сложные задания.

Малыш способен собрать пирамидку из большего числа колечек. Теперь для игры подходят вкладыши с изображениями различных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко.

Ребенку будут интересны такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Динамические игрушки

Яркая познавательная активность к окружающим предметам и миру в целом характеризует ребенка третьего года жизни. Действуя с предметами, экспериментируя с ними, малыш познает мир. Задача взрослого – разнообразить предметный мир, окружающий ребенка, а также поддерживать и развивать страсть к познанию у малыша.

Динамические игрушки передают определенное движение, которое порождает ребенок собственным усилием (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку).

Динамические игрушки можно разделить на виды:

игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик);

крутящиеся (юла, волчок, мобили др.);

качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка);

катящиеся (дорожка для катания шариков - кегельбан, мячи);

лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат);

шагающие игрушки (шагающие куклы).
Стоит отметить, что заводные, электронные и прочие игрушки, передающие движение, не являются динамическими (например, тявкающая и движущаяся собачка, прыгающая лягушка и др.). Ребенок не может постичь принципа, рождающего движение. Такие игрушки исключают активность действий самого ребенка – от него не зависит, как именно будет лаять собачка или двигаться робот!
Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания.

Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Важно, чтобы взрослый признал те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.

Что еще нужно для игры

Машинки для перевозки

На третьем году жизни остаются актуальными так называемые задние каталки: те, которые малыш тянет за собой на веревочке. Только теперь малышу больше нравится перевозить в этих каталках-машинках различные игрушки: мишек, кукол и пр. Для этой цели отлично подойдут грузовички с открытым кузовом. Такие машинки должны быть устойчивыми и не должны легко переворачиваться, когда в них сидит «пассажир». Кузов по размеру должен подходить для кукол и мягких игрушек, в которые играет малыш. Помогите малышу организовать сюжет: кукла может съездить в гости, а мишка отправиться в путешествие.

Кубики и первые конструкторы

Если ваш малыш легко справляется с постройкой башни из 2–-3 кубиков, предложите ему построить более сложное сооружение. Разумно сразу приобрести большой конструктор с деталями различной формы (конусы, пирамиды, бруски и пр.), предоставив двухлетнему ребенку возможность действовать лишь с небольшим количеством деталей. Таким образом, вы покупаете конструктор «на вырост», ведь это игрушка еще долго будет интересовать малыша. Отлично подойдет деревянный конструктор, с окрашенными и не окрашенными деталями среднего размера (от 5 до 20 см). Из мелких деталей такого конструктора можно делать постройки на столе, а из крупных элементов – напольные конструкции. Обратите внимание, чтобы материал был хорошо обработан и не поранил малыша.

Действия малыша еще не очень точны и уверены, а деревянный конструктор, детали которого не соединяются между собой, как раз позволяет развить координацию. Действия с ним требуют от ребенка четкого управления движениями, ведь постройку можно легко разрушить. Из деталей конструктора можно делать различные постройки: домик для куклы, различную мебель, горки для катания шариков, гаражи для машин различной величины, дорожки, мосты и т.д. Отдельные детали можно использовать как предметы-заместители, обозначающие в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.д.).

Помимо строительных наборов с не соединяющимися элементами, ребенку двух лет подойдет конструктор типа «Лего» с деталями размером 10–15 см. Такие детали удобно удерживать в руке и соединять между собой. Постройки из такого конструктора более устойчивы.

Малыши до трех лет не придают большого значения собственным постройкам, поэтому не расстраивайтесь, если ребенок будет разрушать их. Таким образом он ощущает свои возможности и значимость как созидателя и творца.

Стоит показать ребенку, как окружающее его пространство может преобразовываться: из стульев можно соорудить автомобиль, накрыв стол тканью, получим дом. Используйте предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства. Конструирование – это своего рода экспериментирование, которое помогает развить творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, целенаправленность, внимание и произвольность, через собственный опыт обогатить представление о свойствах предметов и пространства. Кроме всего, такие занятия полезны для совершенствования мелкой и крупной моторики.


Первые книжки – книжки-картинки

Детям очень нравятся картинки, они любят их рассматривать, внимательно слушая рассказы взрослого. Существуют специальные наборы и книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказ, вовлекая ребенка. Сначала малыш просто слушает, затем узнает и называет отдельные изображения. Важно, чтобы картинки не были переполнены лишними деталями. Лучше одно изображение на развороте, так малышу будет легче сфокусировать свое внимание.

В отношении подбора картинок важно следующее:

Картинки должны быть четкими и ясными, выполнены на хорошем художественном уровне со знакомыми ребенку предметами или животными.

Следует использовать как сюжетные картинки (изображено какое-либо действие, сюжет), так и предметные – изображение различных предметов.

Используйте наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (птичка на дереве, под деревом и над деревом). Это необходимо для того, чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.

Интерес детей к картинкам можно использовать для организации различных игр.

Рассмотрим некоторые игры:

"Найди нужный предмет "
Понадобится несколько (3–5) картинок, на которых четко и ясно изображены знакомые малышу вещи и соответствующие предметы – игрушки или предметы одежды. Малышу важно почувствовать связь между реальным предметом и предметом, изображенным на картинке. Например, чашка, собачка, кукла, шапочка, варежка и пр. Положите картинки перед ребенком и скажите: «Смотри, вот у нас картинки, а вот настоящие вещи. Давай положим на картинки то, что на них нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? А куда мы поставим вот эту чашечку?» Конечно, поначалу ребенку будет сложно выполнить это задание самостоятельно – покажите ему, как это делается. Разложив предметы «по местам», их можно снова «перепутать» и ребенку придется снова наводить порядок.

"Найди половинку "
Для этой игры можно использовать два набора красочных открыток, один из которых предварительно нужно разрезать пополам. Эта игра ориентирует малыша на установление логической связи и цветового единства, что позволяет из двух частей составить одно целое. Покажите малышу половинку и попросите найти подходящую к ней из 3–4 (не более!) половинок от разных открыток. Предварительно нужно положить перед малышом ту целую открытку, половинку к которой он должен найти. Если это трудно, можно вместе прикладывать половинку к другим разрезанным картинкам и таким образом искать, когда получится понятное, законченное изображение.

Кроме таких заданий, с картинками можно разыгрывать интересные и не сложные сюжеты, используя изображения различных персонажей.

Мяч помогает общаться

Часто взрослыми мяч воспринимается только как средство для упражнения и развития физических качеств, таких, как ловкость, меткость, сила. Существует целое множество упражнений с мячом, способствующих физическому развитию малыша. Однако игры с этой простой игрушкой также помогают развитию общения и способности принимать и отдавать, выпуская и удерживая мячик.

В игрушечном арсенале малыша должно быть несколько мячей разного размера, изготовленных из разного материала: воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток. Для игр с мячами необходимо отвести специальное место, где ребенок мог бы свободно передвигаться, не натыкаясь на углы и не цепляясь ногой за коврик[2].

Коробки форм и вкладыши

Для ребенка двух лет остаются актуальными так называемые автодидактические игрушки (пирамидки, вкладыши, коробки форм, матрешки). Однако с развитием мышления и речи (зарождается наглядно-образное мышление – способность совершать некоторые действия в уме) ребенку становятся доступны более сложные задания.

Малыш способен собрать пирамидку из большего числа колечек. Теперь для игры подходят вкладыши с изображениями различных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко.

Ребенку будут интересны такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Динамические игрушки

Яркая познавательная активность к окружающим предметам и миру в целом характеризует ребенка третьего года жизни. Действуя с предметами, экспериментируя с ними, малыш познает мир. Задача взрослого – разнообразить предметный мир, окружающий ребенка, а также поддерживать и развивать страсть к познанию у малыша.

Динамические игрушки передают определенное движение, которое порождает ребенок собственным усилием (раскручивает юлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку).

Динамические игрушки можно разделить на виды:

игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик);

крутящиеся (юла, волчок, мобили др.);

качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка);

катящиеся (дорожка для катания шариков - кегельбан, мячи);

лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат);

шагающие игрушки (шагающие куклы).
Стоит отметить, что заводные, электронные и прочие игрушки, передающие движение, не являются динамическими (например, тявкающая и движущаяся собачка, прыгающая лягушка и др.). Ребенок не может постичь принципа, рождающего движение. Такие игрушки исключают активность действий самого ребенка – от него не зависит, как именно будет лаять собачка или двигаться робот!
Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания.

Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Важно, чтобы взрослый признал те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.

Что еще нужно для игры

Машинки для перевозки

На третьем году жизни остаются актуальными так называемые задние каталки: те, которые малыш тянет за собой на веревочке. Только теперь малышу больше нравится перевозить в этих каталках-машинках различные игрушки: мишек, кукол и пр. Для этой цели отлично подойдут грузовички с открытым кузовом. Такие машинки должны быть устойчивыми и не должны легко переворачиваться, когда в них сидит «пассажир». Кузов по размеру должен подходить для кукол и мягких игрушек, в которые играет малыш. Помогите малышу организовать сюжет: кукла может съездить в гости, а мишка отправиться в путешествие.

Кубики и первые конструкторы

Если ваш малыш легко справляется с постройкой башни из 2–-3 кубиков, предложите ему построить более сложное сооружение. Разумно сразу приобрести большой конструктор с деталями различной формы (конусы, пирамиды, бруски и пр.), предоставив двухлетнему ребенку возможность действовать лишь с небольшим количеством деталей. Таким образом, вы покупаете конструктор «на вырост», ведь это игрушка еще долго будет интересовать малыша. Отлично подойдет деревянный конструктор, с окрашенными и не окрашенными деталями среднего размера (от 5 до 20 см). Из мелких деталей такого конструктора можно делать постройки на столе, а из крупных элементов – напольные конструкции. Обратите внимание, чтобы материал был хорошо обработан и не поранил малыша.

Действия малыша еще не очень точны и уверены, а деревянный конструктор, детали которого не соединяются между собой, как раз позволяет развить координацию. Действия с ним требуют от ребенка четкого управления движениями, ведь постройку можно легко разрушить. Из деталей конструктора можно делать различные постройки: домик для куклы, различную мебель, горки для катания шариков, гаражи для машин различной величины, дорожки, мосты и т.д. Отдельные детали можно использовать как предметы-заместители, обозначающие в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.д.).

Помимо строительных наборов с не соединяющимися элементами, ребенку двух лет подойдет конструктор типа «Лего» с деталями размером 10–15 см. Такие детали удобно удерживать в руке и соединять между собой. Постройки из такого конструктора более устойчивы.

Малыши до трех лет не придают большого значения собственным постройкам, поэтому не расстраивайтесь, если ребенок будет разрушать их. Таким образом он ощущает свои возможности и значимость как созидателя и творца.

Стоит показать ребенку, как окружающее его пространство может преобразовываться: из стульев можно соорудить автомобиль, накрыв стол тканью, получим дом. Используйте предметы мебели (столы, стулья), ткани, предметы обихода, подручные средства. Конструирование – это своего рода экспериментирование, которое помогает развить творческие и умственные способности ребенка, его самостоятельность, целенаправленность, внимание и произвольность, через собственный опыт обогатить представление о свойствах предметов и пространства. Кроме всего, такие занятия полезны для совершенствования мелкой и крупной моторики.


Рождение игры

Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Это еще не игра в полном смысле этого слова, то есть осознаваемая ребенком, творческая игровая деятельность. Но уже и не те предметно-практические действия с игрушками, которые доминировали на втором году жизни. Теперь малыш не просто пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Такая игра называется процессуальной, потому как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе действия. Малыш может долго повторять одно и то же действие, например, укладывать куклу спать. Одно действие может переходить в другое без логической связи: уложили куклу спать, потом сразу же кормим ее и опять пора укладывать спать и т.д. Малыш воспроизводит те же действия, что показал ему взрослый, не изобретая ничего нового, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но, несмотря на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, процессуальная игра важна, она предшествует настоящей творческой игре и необходима для ее развития.

Игра не может возникнуть сама по себе, необходима помощь умеющих играть, родителей или старших детей, - тех, кто передаст малышу основы этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от совместной игры с крохой зависит то, насколько полной, развитой и творческой будет его игра. Важно вместе с малышом пройти этот увлекательный путь от простых игровых действий (кормление куклы ложкой) до настоящей творческой игры, в которой ребенок может взять на себя роль мамы или дочки, врача или пациента.

Для того чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество реалистических игрушек: куклы, кукольная посуда, кроватка, стульчик, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть слишком много, поскольку это дезориентирует ребенка. Выберите самое необходимое.

Подбираем игрушки для малыша

Достаточно, если у ребенка будет 2-3 разные куклы:

Тряпичные (высота – до 30 см );

Пластиковые;

Кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками);

Маленькие «пупсики» в разных позах. Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:

Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);

Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол);

«Предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.;

«Продукты питания» – наборы овощей, фруктов.

Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушками, для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.

Интерактивные игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка!


Первые сюжеты.

Простые действия с предметами, которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так малышу будет интереснее действовать с ними, кроме того, такие занятия полезны для развития воображения и речи.
Вот несколько несложных сюжетов, которые можно использовать в игре:

"Пора кушать "
Накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп или кашу, покормить куклу из ложечки (палочкой), из тарелочки (ладошки). Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой. Испечь пирожки. Порезать ножом (палочкой) колбасу. Налить сок, напоить кукол. Помыть посуду, вытереть ее полотенцем.

"Баюшки-баю "
Положить куклу в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Погладить, поцеловать ее. Побаюкать на руках.

"Надо, надо умываться "
Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона. Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку).

"Мы идем гулять "
Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке.

"Приходите в гости к нам "
Пригласить игрушки на праздничный обед. Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Разложить угощение на тарелки.

Организуя игру, оставляйте пространство для свободной игры ребенка, позволяйте ему включать свое воображения, поддерживайте его игровые начинания.


Как уложить ребенка спать

Как приятно смотреть на спящего малыша: щечки расслабились, губки аппетитно сложились бантиком, глазки закрыты, дыхание тихое-тихое, да и весь малыш такой сладко-сдобненький… Как же добиться такого максимально безболезненными способами и без нервотрепки с обеих сторон?

Биологические часы

В разные периоды жизни дети по-разному засыпают. Связано это не столько с их возрастом, сколько с наличием у детей своих собственных биологических часов, с которыми постепенно начинают взаимодействовать режим дня, питания, особенности нервной системы и даже состояние здоровья. По данным исследований, биологические ритмы закреплены у детей генетически, а не являются результатом воспитания или реакцией на изменение окружающей среды.

Сон новорожденного

Новорожденный малыш спит большую часть дня и просыпается, когда проголодается. Но этот процесс еще не установлен у малыша строго по часам. И сон у малышей может варьироваться от нескольких минут до 5-6 часов, особенно у детей, находящихся на грудном вскармливании. Пусть вас это не пугает! Постепенно периоды сна станут более четко отграничены во времени и приобретут более определенные границы. А пока не будите свою кроху, если вдруг днем он спит больше обычного. Проголодавшись, ребенок оповестит о себе громким криком.

А чтобы постепенно появлялись различия между ночным сном и дневным, вы можете создавать атмосферу для сна. Днем это может быть зашторенное окно в сочетании с бытовым шумом (телевизор на кухне, журчание воды, негромкий разговор домочадцев или шум улицы, если сон совпал с прогулкой). А для ночного периода сна плотно зашторьте окна, приглушите свет ночника, отключите или максимально уменьшите громкость звукоиздающих предметов (телефон, телевизор), даже говорить постарайтесь потише. Непосредственно перед ночным сном можно купать малыша, что постепенно станет для него своеобразным "сигналом" к засыпанию. Таким образом, все перечисленные действия составят определенный ритуал "отхода ко сну".

Как помочь ребенку заснуть?

Хорошо, если после кормления вы положили уснувшего малыша в кроватку (или в коляску для прогулки), и он продолжает сладко спать. А если нет? После кормления еще не уснувшего ребенка можно просто покачать на руках. Мерно покачивая и поглаживая, вы успокаиваете малыша, мягко действуя на его вестибулярный аппарат (укачивая) и на нервную систему (поглаживая).

Можно просто походить с крохой на руках. Уснувшего ребенка переложите в его кроватку. Если по каким-то причинам вы не можете укачивать на руках, то воспользуйтесь обыкновенной коляской. Конечно, не нужно усиленно трясти коляску, иначе малыш в ней будет сотрясаться, а не укачиваться. А это уже будет отрицательным воздействием. Некоторые кроватки имеют колесики, ими также можно воспользоваться для укачивания ребенка. Если же ваша кроватка прочно стоит на ножках, то первое время используйте вместо нее коляску даже дома.

Положение ребенка в кроватке

Но вот малыш заснул, его предстоит переложить в кроватку. На спинку, на животик или на бочок? Во всех этих положениях есть свои как положительные, так и отрицательные моменты.

В 90-х годах были проведены исследования, которые выявили определенную взаимосвязь между сном ребенка на животе и увеличением частоты возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Так называется внезапная смерть ребенка первого года жизни (особенно первого-четвертого месяца) по невыясненным причинам, на фоне полного здоровья, чаще в ночные и предутренние часы. Объяснить причины этого явления не помогают ни подробное изучение медицинской истории малыша, ни результаты патологоанатомического исследования. Пока уточнены лишь влияющие на внезапную смерть факторы, по которым можно выделить детей группы риска и проводить для них профилактические мероприятия. Специального лечения этой патологии нет.

Но и в положении на спине есть свои минусы. В этом положении детки, страдающие срыгиваниями и рвотами, могут захлебнуться рвотными массами. А при недоразвитой уздечке язык также легко может западать. Поэтому предпочтительнее укладывать ребенка поочередно то на один, то на другой бочок.

Однако и про положение на животе тоже не стоит забывать, так как в этом положении легче отходят газы из вздутого живота младенца, укрепляются мышцы спины, формируется правильное положение тазобедренных суставов. И если вы не рискуете уложить малыша спать на живот ночью, то вполне можете сделать это днем, когда малыш находится под вашим контролем.

Сон в родительской спальне

Оптимальным в первые месяцы жизни для малыша будет сон в родительской спальне. Поставьте детскую кроватку впритык к своей, опустите боковую решетку. Так вы будете в непосредственной близости от своего ребенка, но малыш будет спать при этом в своей кроватке. И вам не придется вскакивать ночью по несколько раз (когда на плач, а когда и просто прислушаться к дыханию своего младенца), а вы получите возможность немного поспать спокойно. Вам будет удобно ночью кормить кроху, а затем, не вставая, перекладывать в его кроватку. И не забывайте баюкать малыша! Пусть это будет просто мурлыкание, но главное, что прозвучит ваш родной голос, даже если вы напеваете страницы из учебника. Самое важное - ваша спокойная интонация.

На сон в этом возрасте уходит где-то 16-20 часов, независимо от времени суток. Периоды сна могут длиться от 30 минут до 2 часов.

Режим сна в полгода

Но ребенок растет, вот ему уже и полгодика. Время сна уменьшается. Он уже не стремится заснуть, наевшись. Вот сейчас и пригодится то, что вы делали долго и упорно в самом начале: создание ритуала отхода ко сну. И уже видя такие приготовления, малышу проще будет успокоиться и заснуть, это будет происходить почти рефлекторно. Но кое-какие изменения придется внести. Так как ребенок становится все подвижнее, то за 40-50 минут до сна лучше перейти от активных игр к более спокойным.

Даже если дневной сон малыша длится не более 45 минут за заход, пусть вас это не пугает. Но старайтесь, чтобы таких заходов было не менее трех.

Сон после года

Вот и годик исполнился. Ребенок спит днем уже всего 2 раза в сутки по 1,5-2 часа, а ночной сон удлинился до 10-12 часов. Если малыш спит с вами в одной кровати, то во время дневного сна можно начать постепенный переход ко сну в свою кроватку.

Тот факт, что кроватка малыша стоит совсем рядом с вашей кроватью, а вы находитесь рядом (то есть тоже ложитесь, но на свое место), успокоят ребенка, создадут видимость сна в одной кровати. И малыш заснет гораздо быстрее, чем если его резко и сразу положить одного. Для этого приобнимите кроху и начните спокойно напевать песенку, переходя на монотонное баюканье. Лучше, если песенка будет всегда одна и та же. Ритмичное сопение (имитация дыхания спящего) - очень эффективный метод: под это сопение малыш быстрее засыпает. И всегда старайтесь укладывать ребенка в одно и то же время.

Есть такие детки, которые уже в этом возрасте готовы перейти на дневной сон 1 раз в сутки. В таком случае не заставляйте его ложиться спать дважды, лучше раньше начните укладываться на ночь.

Ритуал перехода к ночному сну постепенно обрастает дополнениями. Хорошо, если вы начнете вместе с малышом убирать на ночь игрушки, приготовите пижаму и какую-нибудь мягкую игрушку, с которой ребенок любит играть. Так как малыш уже понимает многие слова, то лучше напевать ему колыбельную, или просто песенку, но страницы из учебника уже не годятся. Можно песенку заменить стишком. Хорошо перечислять всех родственников, убивая двух зайцев: и ребенка баюкать и знакомить его со своей родословной. Но, как и раньше, важна спокойная, убаюкивающая интонация.

Детки не могут сразу крепко уснуть, сначала они погружаются в поверхностный сон, который легко может прерваться на любой раздражитель. Поэтому, если вы хотите после убаюкивания заняться своими делами, потерпите еще немного, всего несколько минут, пока вы не увидите, что мышцы лица у малыша расслабились, пальчики, что-то крепко державшие, разжались, малыш заснул глубоко. Вот тогда можно спокойно оставлять ребенка дальше смотреть сны.

К году потребность в сне у малыша уменьшается до 13-14 часов, из них 2,5-3 часа занимает дневной сон. Таким образом, ночной сон длится всего 10-11 часов.

Когда мама рядом…

Если малыш "пригрелся" и заснул в вашей кровати, учитывайте, что он заснул в определенной температурной обстановке. Поэтому прежде чем переложить ребенка, согрейте его кроватку, чтобы ему было также комфортно, и он не проснулся. При этом его кроватка может по-прежнему стоять рядом с вашей кроватью. Но раз за разом отодвигайте кроватку подальше под каким-нибудь благовидным предлогом (книжку читать удобнее и т.д.). Ночью малыш может перебежать из своей кроватки к вам в гости. Не ругайте и не гоните. Лучше дайте крохе опять уснуть, и перенесите его обратно. Или верните беглеца в его кроватку сразу, но посидите с ним, пока сон не закроет его глазки. Со временем такие ночные вылазки станут все реже, и когда-нибудь вы начнете по ним скучать, а малыш-то уже вырастет.

Многие детки к этому времени уже перешли на одноразовый дневной сон, который занимает 2-2,5 часа. Обычно это послеобеденное время. Но теперь ребенок ревнивее следит за тем, чтобы мама не ушла, пока он засыпает. Помните, что дети очень чутко чувствуют, если вы куда-то спешите или просто нервничаете. Тогда, будто "как назло", они будут успокаиваться дольше обычного. Поэтому отрешитесь от своих проблем, и малыш уснет гораздо быстрее.

Вам также следует сохранять невозмутимость и спокойствие, когда ваш ребенок будет всячески оттягивать момент отхода ко сну, находя для этого кучу причин - от "попить-пописать" до "еще почитать". Это очень нелегко, проще пойти на поводу у своего чада и махнуть рукой на режим. Тем не менее здесь надо проявить мужество и настойчивость и довести-таки сопротивляющегося малыша до сладкого сна. Естественно, ребенок может покапризничать и даже поплакать. Для вас же главным будет не разозлиться и не наказывать малыша. Сном нельзя наказывать, это не повинность. А ваш спокойный голос, твердые намерения постепенно успокоят кроху.

Ночные кошмары

Ближе к двухлетнему возрасту у некоторых детей могут появиться ночные кошмары. Они могут начать бояться засыпать в темноте и уж тем более в одиночку. Помогите своему ребенку справиться с этим! Расскажите на ночь добрую сказку, дайте мягкую игрушку, не выключайте свет полностью, оставьте слабый свет ночника и побудьте с ним до засыпания. Ваша рука, ласково поглаживающая, будет сильным успокоительным средством. А малыш поймет, что мама не даст его никому в обиду, всех злодеев прогонит, от всех монстров защитит.

Переход к ночному сну должен сопровождаться добрыми, положительными эмоциями, потому что уже в 2 года дети начинают видеть сны. Так пусть же ему приснится что-нибудь хорошее.

Режим сна в два года

Дневной сон по-прежнему занимает около двух часов. Но некоторые детки в этом возрасте уже начинают бурно протестовать против дневного сна. Прислушайтесь к своему ребенку и к себе. Если дневной сон является результатом длительной борьбы с вашей стороны и отчаянным ревом со стороны малыша, то стоит ли он таких усилий? Ведь в таком случае это будет не сон в радость, а сон в наказание, вымученный, а ребенок еще долго будет обиженно всхлипывать. Может, стоит перейти на просто отдых после обеда (спокойная книжка или просто полежать, не засыпая)? А ночной сон перенести на 1-1,5 часа раньше? Так вы сохраните спокойствие нервной системы себе и своему крохе.

Сон в три года

С трех лет многие детки начинают посещать детский садик, где существует один режим для всех. И если вы старались прислушиваться к своему малышу, к его потребностям с самого рождения, то к этому возрасту ребенок с вашей помощью уже перешел к очень похожему режиму. Возможно, вам потребуется только передвинуть временные рамки.

А для общения с малышом у вас остался ритуал отхода к ночному сну. Пусть после ужина он постарается сам убрать свои игрушки, достанет любимую книжку, которую вы почитаете ему на ночь, даже если вы читаете ее в сто пятый раз (это часть ритуала). Совершит вечерний туалет в ванной комнате, оденет любимую пижамку. А вы приглушите звук телевизора или приемника, пожелайте вместе с ребенком спокойной ночи всем домочадцам. И, уютно устроившись - малыш в кроватке, вы рядышком, почитайте сказку тихим, монотонным голосом. Хорошо, если в сказке много перечислений, это создает ощущение укачивания. И вот, даже не дослушав до конца, кроха погрузился в мир только что прочитанной сказки...

Спокойной ночи, малыш!

Советы

  1. Если ваш малыш боится темноты - оставьте включенным ночник. Можно назвать его волшебным. Выключите свет и побудьте немного рядом с малышом при включенном ночнике. Покажите ему, что в комнате никого нет, кроме вас.

  2. Напомните малышу, что его любимый зайчик или мишутка ждут его в кроватке и давно хотят спать.

  3. Формируйте у малыша позитивное отношение ко сну, как к чему-то интересному. Настраивайте ребенка на мысль, что ему приснится сказка.

  4. Если ребенок начинает плакать, после того как вы уходите - вернитесь, но не сразу. Постарайтесь его успокоить, не задерживаясь у кроватки.

  5. Если у вас возник конфликт, постарайтесь уладить его, не возбуждая малыша и не раздражаясь сами. Перед сном лучше расставаться по-доброму.

Просмотров: 785 | Добавил: socoughter | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Суббота
21.06.2025
02:16
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz